ГК Статус успешно прошла тестирование по маркировке и имеет отличительный знак «Готов к маркировке».
В России вводится обязательная маркировка товаров. С 2019 года она действует для производителей, импортеров, розницы. В 2020 году в систему входят сигареты, обувь, одежда, белье, шины и множество других групп. Разберёмся же, что такое маркировка, зачем она нужна, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.
По данным Минпромторга, на Российском рынке выявлено свыше 6 миллионов единиц контрафактной продукции с начала 2018 года. Это серьёзная проблема как для самих потребителей, которые за свои деньги получают товар сомнительного качества, так и для владельцев продукции. Это негативно сказывается на их репутации и влечёт финансовые убытки.
Нанесение цифровой маркировки позволяет получить всю информацию о товаре: название предприятия-изготовителя, место, дату и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта. Данные хранятся в государственной информационной системе. Маркировка снижает распространение всех видов нелегальной продукции: контрафакта, фальсификата, контрабанды и проч.
Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке в 2020 году. В список входят сигареты, обувь, парфюмерия, шины, некоторые виды одежды и белья, фотооборудование.
К 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания станет единой для России и ЕАЭС.
С 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация магазинов и производителей в Национальной системе цифровой маркировки Честный ЗНАК.
С 1 июля 2019 года был прекращен выпуск немаркированной продукции:
Продавать немаркированные пачки сигарет в рознице можно до 1 июля 2020 года.
С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной продукции:
Ответственность производителя за ненадлежащую маркировку
С 1 июня 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2019 № 270 информационная система маркировки изделий из меха перешла в единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров Честный ЗНАК.
Одежда из меха является лидером в сфере нелегальной реализации. Доля контрафакта составляла порядка 70% от общей доли поддельных изделий, поэтому так остро стал вопрос защиты прав потребителей.
Постановление об обязательной маркировке шуб вступило в силу с 12 августа 2016 года. Потребители уже могут воспользоваться специальным приложением для проверки подлинности шуб. Считывая специальный QR-код с этикетки мехового изделия, приложение выдаёт всю информацию о производителе и товаре.
Маркировка касается и владельцев магазинов, которые продают маркированные шубы. Им необходимо иметь специальное оборудование:
Также владельцам магазина нужно иметь электронную подпись, оформленную на руководителя. Продавец должен отсканировать изделие, и кассовая программа передаст данные в систему маркировки Честный ЗНАК.
С 1 июля 2019 года действует распоряжение по обязательной маркировке обуви. Закон касается как отечественной, так и импортной продукции — это поможет избежать махинаций и оборота нелегальных товаров.
Согласно постановлению правительства, маркировка обуви в системе Честный ЗНАК будет проходить в несколько этапов:
Каждая пара обуви будет иметь свой цифровой код Data Matrix. Этот код состоит из 123 знаков и содержит уникальную информацию о продукции. Отсканировав его с помощью специального приложения на смартфоне, потребитель узнает необходимые сведения о товаре, сможет проверить его до покупки и убедиться в качестве.
За достоверность данных отвечает производитель, импортёр и продавец розницы. Наличие цифровой маркировки на обуви свидетельствует о том, что товар произведён законно, его качество соответствует заявленному.
Для импорта обуви есть тоже свои правила маркировки. Согласно закону, ввод импортного товара в оборот начинается с после пересечения границы, но до первой продажи. Нанести цифровой код на обувь необходимо до прохода таможни, поскольку ввоз немаркированной продукции запрещён.
В России лекарственные препараты маркируют с 2017 года. Это происходило в рамках эксперимента согласно постановлению Правительства РФ, но с 1 июля 2020 маркировка станет обязательной.
В 2020 году маркироваться будут все лекарства.
Для этого на каждую пачку препарата будет нанесен штрих-код Data Matrix. Этот код содержит основную информацию о товаре. Отпуская товар, фармацевт в аптеке сможет проверить соответствие медикамента на корректность описания препарата в коде и на самом лекарственном средстве.
Данные о препарате, срок производства и годности, информация о производителе будут храниться в системе Честный ЗНАК, что позволит избежать распространения поддельных лекарств.
Этапы введения маркировки лекарств:
Этапы маркировки фотоаппаратов
С 9 января 2020 года в России стартовал проект обязательной маркировки. Более полугода (с 16 мая 2019) проект функционировал в пробном режиме. В список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, вошли фотоаппараты и лампы-вспышки.
Переход на обязательную маркировку состоял из таких этапов:
В перечень товаров для обязательной маркировки числятся автомобильные шины и покрышки. С 20 июня 2019 запустился пробный период маркировки, во время которого компании-производители и реализаторы могли добровольно зарегистрироваться в системе. С 1 марта 2021 года оборот немаркированных шин будет запрещен — автопокрышки без нанесённого кода Data Matrix не будут допущены к продаже.
Идентифицировать товар помогает уникальный код Data Matrix, который имеет ряд преимуществ:
Считав код Data Matrix с помощью специального приложения Честный ЗНАК, покупатель может узнать информацию о товаре:
Расшифровать информацию можно с помощью специального приложения — Честный ЗНАК. Это может сделать любой покупатель — достаточно отсканировать код Data Matrix и проверить, занесён ли товар в систему.
Продавцы автомобильных покрышек перед продажей обязаны отсканировать код с помощью 2D-сканера. Шифр можно считать даже через несколько слоёв упаковки.
На товары наносится средство идентификации — код Data Matrix. В систему мониторинга подаются сведения о вводе товаров в оборот.
В систему подаются сведения о передаче прав собственности на товары:
Обмен документами происходит с использованием систем электронного документооборота (ЭДО). При необходимости может использоваться агрегация кодов идентификации товаров в транспортную упаковку и передача в систему кодов транспортной упаковки.
Подача сведений о розничной продаже конечному покупателю происходит при помощи контрольно-кассовой техники при формировании кассового чека.
К товарам легкой промышленности относятся:
Одним из основных требований к маркировке духов является нанесение специального кода Data Matrix. Он состоит из 75 цифровых символов и является индивидуальным для каждой единицы товара. В цифрах закодирован код продукции, его серийный номер, ключ и код проверки.
Код Data Matrix невозможно подделать. Считав его с помощью специального приложения, покупатель может проверить, находится ли конкретный товар в системе проверенных и маркированных. Помимо определения качества и подлинности парфюма, потребитель сможет узнать всю информацию о товаре:
Участниками системы маркировки являются и продавцы парфюмерно-косметической продукции. Перед тем, как отпустить товар, они также должны считать Data Matrix код с помощью 2D-сканера. Продажа немаркированных товаров запрещена с 1 октября 2021 года на законодательном уровне и влечёт за собой административное наказание.
Для работы с маркировкой понадобится:
Этапы введения маркировки:
Этапы маркировки:
С 1 сентября 2019 года до 1 июня 2021 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2019 года № 1028 стартует пилотный проект по маркировке кресел-колясок.
Перечень кресел-колясок, подлежащих маркировке в рамках эксперимента:
16 сентября 2019 в России начался пилотный проект по маркировке и прослеживанию велосипедов и велосипедных рам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2019 г. № 1183. Он будет проходить до 31 мая 2020 года.
В перечень товаров, подлежащих маркировке, наряду с двухколесными, вошли трехколесные велосипеды, рамы, а также велосипеды с двигателем:
До 30 сентября 2019 года Минпромторгом России совместно с бизнес-сообществом были разработаны план-график и методические рекомендации, которые позволили протестировать полный цикл прослеживания от производства до потребителя.
Проведение оценки хода и результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации — до 31 декабря 2019 года и до 30 июня 2020 года.
В соответствии с постановлением Правительства № 348 от 27 марта 2020 года на территории РФ запущен эксперимент по маркировке упакованной воды, который продлится с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года.
В перечень товаров, подлежащих маркировке, войдут товары под кодом ТН ВЭД:
В рамках эксперимента будут проводиться работы по согласованию принципов и подходов к процессу маркировки и прослеживаемости питьевой и минеральной воды, планируется проведение тестирований способов нанесения средств идентификации на различные виды упаковок воды.
Дата начала обязательной маркировки будет определена после завершения добровольного эксперимента.
Все необходимые возможности для поддержки нового порядка работы реализованы в программных продуктах 1С, автоматизирующих работу магазинов, розничных точек, оптовых компаний, а также импортеров и производителей. Более подробно о программных продуктах 1С можно узнать в разделе «Автоматизация торгового учета»
Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%.
В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7% против 4,6% годом ранее, следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS.
В декабре 2017 г. Президент РФ В.Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
ЦРПТ является совместным проектом ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» (25%).
Создаваемая центром система, получившая название Честный ЗНАК, позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей.
Благодаря внедрению системы маркировки легальный бизнес получит защиту от контрафакта, а его честное имя на рынке будет ограждено от репутационных потерь, связанных с некачественной продукцией, реализуемой под его брендом.
Цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку:
Процесс состоит из следующих этапов:
График запуска обязательной маркировки товаров
К 2024 году практически все потребительские товары, которые продают, изготавливают и импортируют, должны быть промаркированы. Поэтому каждый владелец бизнеса уже сегодня должен подготовиться к внедрению системы и подать заявку на регистрацию в ней.
Центр развития перспективных технологий создает уникальный цифровой код Data Matrix и отправляет его добросовестным производителям и импортерам. Они наносят код на каждую упаковку своего товара. Через цифровой код можно проследить весь путь товара — от конвейера до онлайн-кассы, которая выводит его из оборота. Система фиксирует переход товара от собственника к собственнику на каждом этапе логистической цепи, что делает невозможным вброс подделки.
Цифровой код, в отличии от обычной бумажной марки, сложно подделать. Данные о товаре невозможно удалить из системы или скорректировать благодаря отечественным криптотехнологиям. Код маркировки делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ.
При выводе товара из оборота его легальность подтверждается на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. Он синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не позволяет продавцу продать контрафакт.
Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течение 5 лет с момента выпуска товарной позиции.
За год пилотного эксперимента по маркировке лекарств в России было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей. Маркировка также позволила обнаружить факт вторичной продажи дорогостоящих препаратов, которые государство закупало для больниц по федеральной программе «7 нозологий».
Обязательная маркировка шуб, запущенная в 2016 году, также доказала свою эффективность: за год доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз.
Если в 2015 году было продано 300 тысяч шуб, то в 2017 - уже 2 млн меховых изделий.
Опыт других стран тоже демонстрирует позитивные эффекты от внедрения маркировки. Например, в Бразилии был снижен объём поддельных табачных изделий, закрыты 7 нелегальных заводов, а собираемость налогов в табачном сегменте выросла с 2008 по 2010 гг на 40%.
Нажимая на кнопку "Отправить" Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных
Ваши данные не попадут третьим лицам и будут использованы только для консультаций